Планирование байкпакерского маршрута: коротко, но в кайф

Опубликовано: 20.02.2018

Источник: MAGE'S BLOG

 

В общем-то, эта тема напрашивалась давно. И не менее давно я обещал себе, что когда-нибудь я напишу небольшое руководство о том, как можно заблаговременно спроектировать маршрут для туристического велопохода. То есть я имею в виду одну простую, но внушительную проблему, с которой сталкиваются, пожалуй, все начинающие велотуристы. Ведь это довольно ощутимая головная боль, когда хочется уехать сколько-нибудь далеко за пределы города, с одной или более ночевок в пути, и тут встает вопрос о маршруте. Какие выбрать дороги, как сориентироваться в пути, как определиться с наиболее интересной местностью для похода, как подобрать подходящие для лагеря места, как наметить места для пополнения воды и (опционально) припасов для продолжения пути? От этих и прочих многочисленных “как” начинает пухнуть голова и возникает вполне обоснованное желание их решить наиболее удобным способом. Разумеется, ответ лежит на поверхности: необходима навигация и забитый в подходящий гаджет трек маршрута. Хорошо, если удалось найти привлекательный маршрут на каком-нибудь профильном ресурсе, вроде того же GPSies. А если нет? Если хочется спланировать свой индивидуальный маршрут, основанный на собственных пристрастиях и предпочтениях? Можно, конечно, провести целые часы, медитируя над картами гугл или даже попытаться в них же что-то для себя нарисовать. Это, однако, совсем не панацея – функционал этих карт порядком ограничен и во многом неудобен. Пройдя этот этап в незапамятные времена, я осознал, что для решения моих запросов нужно что-то более подходящее под запросы энтузиаста-путешественника. Сейчас в моем распоряжении имеется отличный инструмент, доступный также всем желающим, и сегодня я поделюсь тем, как им пользоваться.


В наш просвещенный век развитых интернет-технологий существует целое множество различных онлайн-ресурсов и прикладного программного обеспечения, призванных облегчить решение перечисленных выше вопросов. Выбор конкретных инструментов может оказаться не столь простым делом, ибо, как верно подмечено в афоризме: дьявол кроется в деталях. Я не буду в рамках предлагаемого материала распыляться на обзор того, с чем мне довелось свести знакомство, но что в дальнейшем я использовать по тем или иным причинам не стал. Где-то мне не подошел функционал, где-то предлагаемые возможности выглядели очень даже неплохо, но за них нужно было платить немалые деньги, причем на регулярной основе. Ограничусь упоминанием лишь об одном ресурсе, очень популярном у зарубежных поклонников путешествий – в частности, его очень рекомендуют на моем излюбленном bikepacking.com: RideWithGPS. Может быть когда-нибудь в отдаленном будущем я и подпишусь на их сервис, но сейчас считаю для себя предлагаемое ими соотношение цена/качество неприемлемым. Если вам хочется составить для себя впечатление об упомянутом ресурсе, получив чуть больше сведений, то вот здесь есть статья (на английском языке) и в ней довольно большой пассаж посвящен именно RWGPS.

Ну а я на этом покончу со вступлением и перейду непосредственно к делу. Онлайн-ресурс, который я с большим успехом использую уже на протяжении довольно большого времени, называется Plotaroute. Чтобы немедленно перейти к нему, можно щелкнуть по приведенной перед этим ссылке, либо продолжить дальше заочное с ним знакомство в предлагаемой статье. Что, если коротко, мне в нем нравится? Богатый функционал, множество инструментов для прокладки маршрутов, несколько источников карт, включая и спутниковые снимки, возможности для сохранения и экспорта маршрутов в различных форматах – причем выгружать можно не только GPS-треки, но и рисунки. Если (когда) вы зарегистрируетесь на данном сайте, то в качестве стартовой страницы сможете увидеть нечто вроде следующего:

Отсюда же можно управлять своими маршрутами, начиная от просмотра списка своих маршрутов и заканчивая редактированием треков или их атрибутов. Чтобы попасть на требуемую для этого страницу, перейдите в меню сайта по ссылкам “Routes” – “My Routes”. Увидите перечень, который в моем случае на текущий момент вот такой:

Перед тем, как продолжить, оговорюсь на всякий случай, что все скриншоты в данной статье кликабельны. Чтобы рассмотреть изображение в максимально большом размере, можно после клика по рисунку щелкнуть по нему левой кнопкой мыши еще раз и он будет увеличен. Итак, приступим к ознакомлению с функционалом сайта, выбрав опцию “Create” – “Plot a Route”. По умолчанию загрузится карта гугла с отрисованным рельефом, “Terrain Map”, вместе с инструментарием, необходимым для создания и/или редактирования маршрута:

Интересующую вас географическую область, разумеется, вы должны предварительно выбрать – сделать это можно либо через поиск, введя название, либо (самое простое) через несколько последовательных кликов по нужному месту на глобусе, приблизив требуемую вам местность. Потом для изменения масштаба можно будет воспользоваться колесиком мыши.

Перед тем, как перейти собственно к уроку по отрисовке вашего первого маршрута, сделаю еще одно маленькое отступление. Думаю, у вас уже успел появиться вопрос о том, почем опиум для народа. Так вот, сервисом можно пользоваться либо совершенно бесплатно, либо оплатить премиум-аккаунт, за что владельцы просят $20 USD в год. Недавно я решил перейти на платный вариант, однако спешу вас заверить, что каких-либо реально чувствительных ограничений в функционале в бесплатном варианте нет. По большому счету все сводится к двум вещам. Во-первых, в платной версии будет отсутствовать реклама (само по себе наличие рекламы при определенных условиях не ощущается вообще – если у вас в браузере установлен блокировщик рекламы, вроде AdBlock, то он не оставит от нее ни малейших следов). Тем не менее, некоторая плюшка в отключении рекламы посредством премиума все же есть: рабочее окно автоматически растянется до полного размера благодаря удалению боковой плашки, предназначенной для показа рекламы. Если у вас имеется в наличии AdBlock, то объявлений вы не увидите, но пустая плашка останется. Могу резюмировать все сказанное только одним: работать можно с одинаковым удобством в обоих вариантах, но полный экран воспринимается более приятно. Теперь во-вторых. Бесплатный аккаунт подразумевает ограничение на количество маршрутов, которые можно сохранить в своем личном кабинете, но это относится только к маршрутам, которые вы хотели бы сохранить закрытыми от от просмотра другими посетителями сайта (атрибут “Private”, а не “Public” для созданного маршрута). Не думаю, что это может как-то всерьез расстроить. На рисунке ниже перечислены все различия между типами аккаунтов:

Не буду заострять внимание на прочих различиях, поверьте на слово – они не ощущаются. Я отрисовывал для себя маршруты не на одну тысячу километров в качестве проектов, обладая при этом бесплатным аккаунтом, и ни разу не сталкивался с какими-либо функциональными ограничениями, портящими жизнь. Завершу этот пассаж тем, что урок ниже все же построен из-под платного аккаунта. Это был мой личный выбор, так как я пришел к выводу о том, что возможности описываемого ресурса мне нравятся настолько, что я и впрямь не прочь заплатить его владельцам за то, чтобы работать с ним мне стало еще удобнее. Годовая сумма оплаты не настолько высока (по крайней мере, в моем понимании), чтобы жадность победила в споре со здравым смыслом.

Итак, на этом перейдем наконец непосредственно к созданию маршрута. В качестве основного примера для урока я решил взять довольно популярный маршрут на один день: город – Кольсай – Юннатское озеро – Сулусай – Табаган – город. Оперируя старыми названиями, все то же можно также поименовать как “город – Юбилейный – Широкая Щель – Горный Садовод – город”. У этого маршрута масса различных положительных сторон: он вполне себе спортивен (настолько, правда, что новичкам я его не рекомендовал бы), гарантирует наслаждение чистым горным воздухом и прекрасными видами. Конечно, старт из города и возвращение в него же по ВОАД несколько портят эстетику, но это неизбежное зло – куда же от него? Если к концу урока вас заинтересует готовый трек этого маршрута, то вы можете скачать его с моей страницы здесь. В рабочем порядке я назвал его довольно лаконично – “Gardens – Tabagan”.

Какие основные инструменты в нашем распоряжении имеются для того, чтобы начать прокладку маршрута по карте? Во-первых, это узкая плашка в левом верхнем углу экрана, состоящая из 4 боксов. Начнем в порядке слева направо. Можно задать поиск местности: “Locate Map – Search for a place”. Не особенно нужный инструмент, я им обычно не пользуюсь. Далее уже более интересно: можно выбрать режим автопрокладки маршрута между предыдущей точкой и последней нанесенной, называется он “Autoplot”. Там доступны 4 опции: “Off” (отключен), “By Road” (следовать по дороге, суть – автомобильный вариант с учетом ПДД), “On Foot” (прокладывать в режиме специфики пешей ходьбы) и наконец “By Bike” (прокладывать в режиме специфики езды на мотоцикле/велосипеде). Последний режим с учетом отечественных реалий бесполезен абсолютно, а вот остальные являются очень и очень востребованными. Когда я прокладываю для себя маршрут, то частенько пользуюсь всеми тремя. Зачем и в каких обстоятельствах могут понадобиться переключения между этими режимами я объясню непосредственно по ходу урока, когда в этих режимах будет появляться нужда. Далее, у нас есть возможность включать или отключать режим “Drag Mode On/Off”. Думаю, этот режим окажется хорошо знаком для тех, кто имеет опыт прокладки маршрутов в обычных картах гугл. Суть в том, что нитку маршрута можно продолжить либо изменить, потянув за одну из точек. У меня в этом режиме возникает потребность чрезвычайно редко, мне удобнее работать расставляя точки в тех позициях, которые мне нужны. Последняя опция в описываемой плашке инструментов: “Map Type”, здесь можно выбрать тот источник карт, который вам более наиболее необходим в данный конкретный момент. Надо сказать, выбор весьма неплох и при прокладке маршрута (даже того, который мы здесь рассматриваем) переключение с одного типа источника на другой и обратно является довольно типичным приемом. Доступные источники карт на рисунке ниже (данный перечень вызывается как раз щелчком по последнему описанному пункту):

Продолжим знакомство с инструментарием и обратим свое внимание на две пиктограммы в синих квадратиках, которые находятся в левом нижнем углу экрана. Первая пиктограмма выполнена в виде портфеля, вторая – в виде стикера. Если щелкнуть по пиктограмме в виде портфеля, то запустится меню выбора опций для построения/редактирования маршрутной нитки. И опций этих довольно впечатляющее количество:

Под каждой из опций кратко приводится ее характеристика. Некоторые предназначены для автоматизации прокладки маршрута, некоторые для редактирования уже проложенных фрагментов, существует также возможность задать количество кругов – последний вариант будет, пожалуй, более интересен сугубо в тренировочных целях при проезде одной и той же дистанции по кругу в режиме повторения. Не буду сейчас подробно останавливаться на обзоре этих инструментов, вы вполне можете поэкспериментировать с ними самостоятельно. Отмечу лишь тот момент, что ни один из этих инструментов не является некоей опцией по умолчанию, они применяются только для автоматической прокладки или редактирования определенной части маршрута в тех случаях, когда вы не хотите заниматься этим вручную, либо альтернативного механизма просто нет. Кроме того, укажу еще на один нюанс: если вы прокладываете для себя маршрут с возвращением назад по тому же пути, то отрисовку обратного пути можно получить автоматически, щелкнув по второй в списке пиктограмме под названием “Same Route Back”. Пожалуй, эта опция будет одной из самых востребованных для тех случаев, когда планируемый маршрут не предполагается проложить полностью или частично кольцевым.

Перейдем ко второй пиктограмме в левом нижнем краю экрана, которая выполнена в форме стикера. Ее назначение не столь практично, как это было в предыдущем случае, но все же может быть полезно. Данный инструмент позволяет добавлять на карту в любом желаемом месте какой-либо лейбл. Скажем, можно обозначить место кемпинга, источник воды или магазин. По щелчку сначала появится меню, предлагающее присвоить наименование лейблу, а также позицию для его подписи – ее можно разместить под, над лейблом, слева или справа от него. Далее, можно выбрать непосредственно лейбл. Вот как это выглядит:

Щелкаем по значку “Symbol” и открывается меню выбора:

От использования какого-либо значка можно отказаться, выбрав опцию “Display No Symbol”, в таком случае на карте будет отображаться только выбранное вами наименование. Насколько практична опция размещения лейблов? К сожалению, это не настолько удобно, как могло бы быть, имей мы дело с возможностью размещения полноценных POI. То есть на карте или картинке с нее лейбл будет виден, но при экспорте законченного маршрута в GPS-трек эти данные не перенесутся. Пожалуй, отсутствие возможности указывать POI с экспортом в трек, это единственное, чего лично мне не хватает в функционале сервиса. Очень рассчитываю, что со временем эта возможность будет реализована разработчиками. Надежда на это у меня есть, поскольку я вижу, что активная работа над улучшением возможностей сервиса ведется: за то время, что я им пользуюсь, мной уже было замечено внедрение различных улучшений. Скажем, те же картографические источники. Если изначально было доступно только 2 (карты гугл с рельефом и без него), то сейчас их стало уже 7, как и было уже описано ранее.

Перейдем к последнему набору инструментов – на очереди плашка с пиктограммами, размещенная в нижнем правом углу экрана. Назначение пктограмм на плашке в очередности сверху вниз заключается в следующем:

  • “Hills” – позволяет отобразить текущий расклад по набору и сбросу высот на протяжении уже отрисованного маршрута в метрах или % градиента. Подробнее об этой опции я еще расскажу ниже;
  • “Dr’ins” (Directions, указания) – еще одна опция, которая будет знакома тем, кто ранее уже работал над прокладкой маршрутов в картах гугл. Щелкнув по данной пиктограмме можно получить текстовые указание по перемещению в пути – проехать столько-то прямо, свернуть там-то налево или направо и т.д.;
  • “Photos” – тут все ясно, позволяет снабдить нитку маршрута фотографиями;
  • “Timer” – запускает счетчик времени на преодоление дистанции. Если вы загрузите реальный трек, то счетчик возьмет данные из него (в случае их наличия) исходя из реальных показателей в нем. При прокладке маршрута в сервисе с нуля будет использоваться постоянный показатель одной и той же скорости по умолчанию на всем протяжении маршрута;
  • “Save” – позволяет сохранить отрисованный маршрут, он будет сохранен в списке ваших маршрутов, о котором я уже упоминал в начале статьи;
  • “Print” – распечатать маршрут в текущем его виде;
  • “Share” – поделиться маршрутом с другими;
  • “D’load” (Download) – скачать маршрут в текущем его виде либо как трек (поддерживаются несколько форматов), либо как рисунок – об этом я также расскажу подробнее в дальнейшем;
  • “Clear” – очистить карту от результатов вашей предыдущей деятельности напрочь.

На этом можно завершить знакомство с основным инструментарием сервиса и перейти наконец к практической прокладке маршрута, речь о котором я уже завел выше. Первый щелчок левой кнопкой мыши по карте в выбранном вами месте назначает стартовую точку маршрута. Дальнейшие щелчки в других местах позволят последовательно наращивать нитку маршрута. В нашем случае маршрут начинается с перекрестка пр. Достык – ул. Омаровой (Ленина – Клочкова) и вначале проходит по проспекту Достык. В верхней плашке инструментов выбираем в качестве картографического источника “Terrain Map”, автопостроение сейчас нас вполне устроит в режиме “By Road”, функцию протяжки (“Drag Mode”) оставляем отключенной. Несколькими щелчками по пр. Достык и далее от поворота на Сулусай начнем прокладку маршрута. Результаты появятся в виде нитки маршрута:

Перед тем, как продолжить, сделаю одну маленькую оговорку: если вы поставите очередную точку для автоматического построения маршрута слишком далеко от предыдущей, то нитка может быть продолжена не по той дороге, которая предполагалась вами, а по другой – это обусловлено алгоритмом прокладки маршрута по кратчайшему доступному пути. Если произошла именно такая ситуация, то выполненную прокладку можно отменить. Как это сделать? Сразу после начала прокладки маршрута в правой нижней плашке инструментов появляется дополнительная пиктограмма, которую можно увидеть на рисунке выше, это “Undo”, то есть “Отменить”. Пользуясь этой пиктограммой можно отменить не только последнее действие, но и целый их ряд – последовательно щелкая по этой самой пиктограмме. Есть и еще одна возможность. Если вы по каким-либо причинам решили вырезать довольно большой фрагмент ранее проложенного маршрута, то можно воспользоваться инструментом “Delete Section”. Для этого нужно щелкнуть по пиктограмме портфеля в левом нижнем углу экрана и выбрать соответствующий пункт. Эта же опция пригодится вам для редактирования ранее сохраненного и впоследствии загруженного из списка маршрута. При таком раскладе, разумеется, история прокладки будет отсутствовать, а значит кнопка “Undo” вам не поможет.

Продолжим построение нашего маршрута, который мы успели проложить вплоть до Сулусая. Прямо сейчас мы видим на карте, которой пользуемся, что дорога в этом месте спускается вниз по ущелью, но нам-то нужно не вниз, а прямо – в направлении Табагана. Вот этот фрагмент карты в лучшем приближении, нас уверяют в том, что никакой дороги в требуемом направлении нет:

Вот тут-то мы и подходим к моменту, когда нам нужно сменить картографический источник. В плашке наверху в боксе “Map Type” сменим “Terrain Map”, которой до этого пользовались, на “OSM Outdoors map” – этот тип карты создан специально для любителей всяческих походов по пересеченной местности и содержит данные о различных видах дорог и троп, которые стандартные карты гугл игнорируют как неподходящие для проезда на комфортабельных авто. Что происходит в итоге? О чудо! Как по мановению ока появляется дорога, которой до того не было. Правда, выглядит она не так, как обычные автомобильные по соседству. Продемонстрирую сказанное на следующем рисунке:

Собственно, изменился и общий вид карты, но это особенность карты в целом. Попытаемся щелкнуть по какому-нибудь участку новоявленного пути и… ничего не происходит. Если метка и наносится, то на какой-нибудь из ближайших к точек, расположенных на автомобильной дороге. А все это вызвано тем, что до сих пор мы пользовались режимом “By Road”, и значит плоттер руководствуется принципом того, что точки для продолжения маршрута могут находиться только на автомобильных дорогах. В нашем же случае мы имеем дело с грунтовкой, которая считается неприемлемой для авто. Это, разумеется непорядок, но его легко исправить. Отменяем последнее или несколько последних действий, если нитка маршрута продолжилась не в нужном нам направлении и в плашке наверху в боксе “Autoplot” сменяем режим “By Road” на “On Foot”. Вновь пробуем отметить точку продолжения маршрута на грунтовке. В этот раз все проходит как по маслу. Ну еще бы, режим ходьбы подразумевает куда меньшую зависимость от качества дороги. Нам осталось после этого лишь щелкнуть еще раз – на дороге, ведущей вниз с Табагана в направлении ВОАД и после этого можно вновь вернуться к прежним настройкам: карте “Terrain Map” и режиму “By Road”, больше на этом маршруте условное бездорожье нам не грозит. Закончим прокладку маршрута возвращением к точке старта и насладимся законченным результатом:

В правом верхнем углу экрана сразу можно увидеть, что мы получили для своего приключения дистанцию протяженностью в 57 с копейками километров. Подозреваю, что эта одинокая цифра вряд ли удовлетворит любителей статистики, а тем более – опытных путешественников, которые стремятся заранее выяснить кое-какие важные сведения об особенностях предстоящего пути. Я клоню к перепадам высот, подъемам, спускам, их крутизне, совокупным набору и сбросу высот. Это важные данные даже для пешего туризма. Если же мы говорим о велопоходе, то они становятся критичными в куда большей степени. Одно дело, одолеть крутой подъем на своих двоих и совсем другое – верхом в седле. Даже если велотурист заранее готов смириться с наличием отрезков, которые американцы лаконично, но емко именуют “hike-a-bike”, получить представление о масштабах бедствия все равно лучше заблаговременно. Что ж, спешу порадовать – в нашем распоряжении имеются все необходимые инструменты. Для получения быстрого результата щелкнем по пиктограмме “Hills”, которая размещена в плашке внизу справа.

В открывшемся представлении видим обобщенную картинку подъемов и спусков на протяжении маршрута и несколько цифр. Из них следует, что высшая точка маршрута находится на высоте 1528 м, низшая на высоте 737 м, а совокупный набор высоты при проезде маршрута составит 1413 м. Конечно, перспектива набрать почти полтора километра по вертикали уже заставляет испытать волнение, но, как известно, подъем подъему рознь. Он может быть плавным и равномерным, а может быть сконцентрированным буквально на нескольких коротких отрезках, на каком-нибудь из которых запросто можно выплюнуть сердце вместе легкими. Схемка на рисунке выше выглядит с учетом сказанного не слишком информативно и наводит на мысли о том, что здесь не все так просто. Щелкнем по значку % в открывшейся плашке со схемой, этот значок расположен в ее верхнем правом углу и переключит режим представления на проценты градиента.

Ого! Крутые остроконечные пики уже впечатляют, статистика на плашке бесстрастно говорит нам, что самый крутой участок подъема на маршруте имеет градиент в 20%, а самый крутой спуск, соответственно, в -18%. Если просто навести мышку на любой из участков схемы, то можно будет увидеть крутизну поверхности в данном месте. Параллельно эта точка также будет показана на карте. То же относится и к предыдущему представлению, только там мы будем видеть текущую высоту над уровнем моря. Согласитесь, это уже более информативно, однако этим наши возможности не исчерпываются. После сохранения маршрута нам становится доступно еще больше различных возможностей. Например, можно посмотреть статистику в расширенном представлении, для этого служит инструмент под названием “Route Profile Tool”. Для начала сохраняем законченный маршрут. Чтобы сделать это щелкаем по пиктограмме “Save” в правой нижней плашке. Открывается диалог сохранения:

Заполняем поля с желаемым именем маршрута, его краткое описание и указываем подходящие атрибуты. На моем примере я выбрал опцию “Private”, т.е., для личного пользования (впоследствии я сменил ее на “Public”) и щелкаем по кнопке “Save”.

Перейти на страницу маршрута после этого можно либо по ссылке, которая будет продемонстрирована сразу после сохранения, либо перейдя на страницу “My Routes” и щелкнуть по ссылке с именем маршрута. И в том и в другом случае окажемся на странице маршрута, которая выглядит вот так:

Под цифрами, отражающими совокупный набор и сброс высот (которые по неведомой мне причине несколько изменились в сравнении с теми, которые были продемонстрированы в ходе прокладки маршрута) находится ссылка на упомянутый выше “Route Profile Tool”. Та же ссылка, впрочем, появляется и после сохранения маршрута и на плашке со схемой, вызываемой по пиктограмме “Hills”. Щелкаем по ссылке и получаем живописную картинку:

Пометки на схеме можно включить или отключить, щелкая по заголовкам на схеме (на рисунке выше я включил все пункты для большей информативности, они  над схемой отмечены “птичками”). Представление можно сменить для отображения схемы в процентах градиента. Для этого надо щелкнуть по значку “%” вместо активированного по умолчанию “height”. Картинка изменится:

Куда более наглядно и эстетично, нежели можно было видеть до этого, правда? Как можно видеть, режимы представления данных можно еще больше изменить: сменить график на статистические выкладки, поменять систему измерений с метрической на имперскую (что для нас вряд ли актуально), поделиться текущим представлением с другими, распечатать или скачать его в виде картинки. Если вы надумаете скачать картинку, то в процессе вам будут доступны настраиваемые опции для сохранения: формат рисунка, его размеры и имя.

Вернемся к странице маршрута. Среди множества прочих доступных вариантов, наиболее очевидной потребностью будет скачать его либо в виде трека для вашего GPS-гаджета, либо в виде рисунка, который можно будет далее использовать на ваше усмотрение. Щелкаем по кнопке “Download”, которая находится в нижнем левом краю страницы, то же доступно в ниспадающем списке в пункте “Menu”). Запускается диалог скачивания, где можно выбрать желаемый формат трека (если вы задумаетесь над тем, что предпочесть – “Track” или “Route”, то рекомендую первый вариант, он более точен) либо скачать маршрут в виде рисунка. На рисунке ниже выбраны наиболее распространенные и удобные опции для трека, который вы в дальнейшем сможете скормить своему GPS-гаджету:

После того, как вы щелкнете по оранжевой кнопке “Download This Route” запустится скачивание файла с выбранными вами параметрами. В случае же если вы предпочтете скачать маршрут в виде рисунка, то также сможете предварительно выбрать желаемые параметры: формат, размер, имя:

Завершу этот раздел описания парой слов о приложениях, которые можно будет использовать для навигации при путешествии. Я пока по старинке использую программку под названием “Геотрекер” на своем андроид-смартфоне. Правда, разработчик давно уже не обновлял это приложение и оно более не доступно на портале приложений гугл. Если оно вас заинтересует, то его все еще можно скачать со страницы разработчика. Если же вам захочется воспользоваться чем-то более современным, то можно посмотреть в сторону довольно шустрого и функционального GPX Viewer. Приложение вполне качественно русифицировано, а в ближайшей перспективе разработчики обещают наделить платную про-версию довольно интересным функционалом, включая возможность ведения по треку с голосовыми подсказками. Можно, впрочем, обойтись и бесплатной версией. Также вы можете воспользоваться и какой-нибудь другой программой на свое усмотрение.

На этом урок по созданию маршрута вроде бы подходит к концу, однако любознательный читатель наверняка припомнит мне обещание, которое я давал вначале. Я имею в виду самую первую опцию в боксе “Autoplot”, которую можно выставить в положение “Off”. Зачем может понадобиться функция полной отвязки плоттера от каких-либо дорог и троп, которые нанесены на карту? Очевидным применением будет отрисовка маршрута на участках с полным бездорожьем. Однако, это будет не всей правдой. Во-первых, временно включать подобный режим можно в банальных городских условиях. Например, где-то вы можете отрисовать маршрут через место с пешеходным переходом, вместо того, чтобы видеть как плоттер прокладывает вам маршрут через ближайшую развязку, которая находится гораздо дальше того места, которое было бы удобным для вас. Да, последнее было бы актуально, при передвижении на автомобиле. Но мы то пользуемся велосипедом и нам доступны в ряде случаев те же права, что и обычным пешеходам. Это первый нюанс. Второй будет более интересного свойства и для того, чтобы его проиллюстрировать, я воспользуюсь участком местности, который не имеет никакого отношения к той, по которой мы до этого прокладывали свой первый маршрут в уроке выше. Итак, представим себе следующую картину:

По некоей весомой причине нам нужно проложить маршрут по местности с картинки выше. Причем требуется проехать из района с точки А в район точки В. В обеих точках дороги есть, но между ними никакого проезжего пути карта не предлагает. Даже хваленая OSM Outdoors.

Неужели придется готовиться к преодолению неведомых препятствий, молясь в душе о том, чтобы не пришлось лезть через какие-нибудь жутко заросшие кушары напролом? Не все так печально, давайте попробуем для начала переключить картографическое представление на режим спутникового снимка. Выберем в боксе “Map Type”источник “Google Satellite Map” и взглянем на то, что получим:

Оп-па! Да там прекрасно просматривается грунтовка, соединяющая два нужных нам участка. Осталось отключить автомат, упомянутый выше, максимально приблизить представление местности и начать аккуратно прорисовывать нитку маршрута крохотными шажками, чтобы максимально совместить нитку маршрута с грунтовкой на снимке. В итоге получим что-то вроде этого:

Переключим картографический источник на карты гугл и полюбуемся на дело рук своих:

Затем присмотримся к тому же на карте OSM Outdoors:

Разумеется, отрисованная нами нитка будет выглядеть одинаково в обоих случаях. Но вот в части дорог на картах видны явные различия, причем речь не только о грунтовках. Что можно почерпнуть на основе всего вышесказанного?

Во-первых, при прокладке маршрута по какой-нибудь не слишком освоенной местности, всегда полезно будет взглянуть на нее в разных картографических представлениях, включая и спутниковые снимки. Возможно, вам удастся установить для себя какие-нибудь небесполезные факты. Это поможет избежать такого неприятного сюрприза, как отсутствие дороги там, где вы ожидали ее найти и даже проложили по несуществующей дороге отрезок своего маршрута.

Во-вторых, вполне вероятно, что вы сможете найти какую-нибудь грунтовку или тропу там, где явно отсутствуют нормальные дороги. Если вам кровь из носу нужно проложить маршрут по изрядно дикой местности, то очень рекомендую как следует рассмотреть окрестности на спутниковом снимке, не исключено, что вам удастся отыскать попутную грунтовку. Более того, совершенно очевидно, что в наших краях просто прорва различных грунтовок и троп, которые точно не попали ни на какие карты, даже не столь специализированные, как OSM Outdoors.

Вот теперь действительно все. Прокладывайте свои маршруты и хороших вам походов!

×
Заказать звонок


Заказать звонок
Оставьте телефон и мы вам перезвоним в течении часа!
×

Вступай в клуб Кайлер. Будь в курсе об акциях и скидках

* Обязательно к заполнению

После нажатия на кнопку откроется окно подтверждения